пятница, 13 июля 2012 г.

Восхождение на белуху. Первый блин комом.

Хотя блог и тематический, решил написать сообщение не по теме, ибо слишком много эмоций и переживаний (положительных) подарил мне этот поход.

Итак, восхождение на г. Белуха Восточная (4506 м.). Сначала техническое описание.

Состав группы (слева направо): Лончаков Антон, Гаврилов Николай, Кутумов Алексей.

Специальное снаряжение:

• Ботинки туристические - asolo - нам всячески рекомендовали взять эти ботинки, мы так и поступили, ходили весь поход в этих ботинках. Надо сказать, что это довольно распространенная модель ботинок в горах. Во время восхождения мы встречали много групп, у которых были такие же башмаки. Вдобавок, встретили двух МЧС-ников, у которых тоже были такие же башмаки. В общем - это хорошая обувь. Единственное, у ребят были серьезные проблемы с мозолями, меня же эта проблема затронула в меньшей мере.
  • Кошки - у всех были разные кошки, ни у кого кошки не сваливались с ботинка, подлипания снега тоже замечено не было, так что все хорошо.
  • Ледорубы
  • Обвязка страховочная - у кого-то была единая обвязка, у кого-то состоящая из двух частей. Аналогично, серьезных проблем замечено не было, да и неудобств тоже: идти в обвязке с рюкзаком было в принципе комфортно.
  • Жюмар - устройство, позволяющее подниматься вверх по веревке, конструкция позволяет двигаться только вверх, при движении назад, жюмар зажимает веревку, не позволяя скатываться вниз.  У двоих членов нашей группы был жюмар под правую руку, у одного под левую руку. У меня с жюмаром приключилась довольно неприятная история: при подъеме на пер. Делоне (2Б) на последней веревке у меня начал проскальзывать жюмар: на нем собралось много снега, да и сама веревка уже порядком обледенела, поэтому мне пришлось залазить на перевал на 6 точках опоры: две руки, две ноги и две коленки (так делать нельзя))).
  • Карабины страховочные - 17 штук на всю группу.
  • Ледовые буры - 7 штук на всю груупы. Были буры разной длины, но мы не брали буры для фирна (20 см и больше), а они нам могли пригодиться на пер. Белухинский (3А).
  • Веревка - 1 штука - 50 метров. Использовалась для перил при подъеме и спуске, а также для организации связки всех участников.

Описание маршрута:

Поход начался 1 июля 2012 г. с турбазы "Высотник" в с. Тюнгур. Мы произвели заброску наших рюкзаков и тел на автомобиле типа "Нива" под пер. Кузуяк (НК). Все были довольны)))

После заброски, мы одели рюкзаки и пошли на пер. Кузуяк. Данный перевал является некатегорийным, хотя мы довольно сильно устали, поднимаясь на него (в первый день похода рюкзаки у нас были по 31 кг). На первом обеде мы встретили группу "платников" - назовем их "Москвичами", так как у них был кто-то из Москвы, они тоже шли на Белуху, они нам пожелали удачи))). За два с половиной дня мы дошли до озера Аккем, в принципе ничего особо интересного не было.

3 июля -  мы отметились у МЧС ПСО Аккем - указали срок возвращения 10 июля, после этого пошли новые места. Мы встали чуть выше озера Аккем, перетряхнули весь наш инвентарь и еду, и сделали закладку - оставили ненужные продукты и снаряжение рядом со стоянкой. В результате, мы облегчили свои рюкзаки примерно на 5 кг.

4 июля - мы вышли рано утром с озера Аккем, и направились к Томским стоянкам - это своеобразный перевалочный пункт групп, которые совершают восхождение на белуху. Там мы опять встретили Москвичей, они пришли на день раньше, и собирались на след. день уходить на пер. Делоне. По пути до Томских стоянок мы встретили группу туристов из Новосибирска (земляки), которые спускались сверху. Они не смогли распутать трещины после пер. Делоне и решили повернуть назад. Они были первой группой, которая совершала восхождение в летнем сезоне 2012. После этого мы пошли дальше вверх и нас настиг густой туман. Видимость была около 50 метров, ориентировались исключительно по навигатору. После того, как мы прошли ледопад, мы увидели интересное природное явление: туман, в котором мы шли, упирался в ледопад и выше не поднимался.
К вечеру мы благополучно поднялись до Томских стоянок, где и заночевали.

5 июля - рано утром группа "Москвичей" ушла на пер. Делоне, а мы встали и начали готовиться к тренировке на леднике Арбуз

После тренировки мы решили сходить на пер. Делоне и провесить там одну веревку, чтобы с утра не тратить время, что и было сделано.
Вечером на Томские стоянки пришла другая группа платников, это была тоже сборная группа, были люди с Украины, но мы их назвали "Новосибирцами", так как гиды были из Новосиба. Вторая группа оказалась более шумной, и как нам показалось, менее "крутой" чем "Москвичи", но это чисто субъективное мнение.

6 июля - мы встали и пошли на перевал Делоне (2Б), подошли под перевал примерно за 1 час, и потом полезли по первой веревке, которую бросили еще вчера. Итого, для взятия перевала нам потребовалось бросить всего 5 веревок, так как опыта было маловато, то делали мы это не очень быстро, на сам перевал мы потратили 4 часа времени и были на самом перевале в 12 часов дня.

После увлекательного спуска с перевала Делоне

мы пошли по плато "Сковородка", его особенность в том, что в солнечный день, ты себя ощущаешь как на сковородке, температура воздуха очень большая (наверное, больше 30 градусов), при этом еще солнечные лучи отражаются от чистейшего снега, поэтому надо быть аккуратным и не получить солнечный ожог. Внизу сковородки нас ждали "шмурдяки" - так ласково мы называли в походе все препятствия, которые преграждали нам путь к Белухе - на самом деле это огромные трещины, которые протянулись от краев сковородки. Для того чтобы распутать эти трещины, у нас ушло бы очень много времени, но так как, перед нами прошли "Москвичи", и следы еще не успело замести, то мы довольно быстро преодолели эти трещины в связке. После того как мы спустились на верхнюю часть ледника Менсу, мы решили погреть воды и немного перекусить, затем двинулись дальше в путь.Нам еще предстояло подняться под перевал ББС (Большое Берельское Седло) и организовать там стоянку. Мы начали подъем, погода ухудшилась, снова набежал туман, пошел снег с дождем, видимость была где-то метров 20 - 30, но следы "Москвичей" все еще было видно, и поэтому мы шли по ним, иногда сверяясь с навигатором. Наконец, мы подошли к стоянке, взяли у "москвичей" лопатки и организовали себе место под стоянку. Оказывается, "москвичи" еще не совершали восхождение, они сидели на этом месте весь сегодняшний день, и восхождение собирались осуществлять завтра рано утром (они планировали подъем в 2 часа ночи). Посовещавшись, мы решили что пойдем вслед за "москвичами", они даже разрешили использовать их веревки для подъема на гору. Мы поужинали и легли спать, так как следующий день предстоял быть очень напряженным.

7 июля - мы проснулись в 2:30 и начали готовить завтрак, так как все устали и сказывалась высота - 3500м., то все мы делали очень медленно, в результате, мы вышли из лагеря в 6:30 утра. После первой ходки я почувствовал себя плохо, стала кружиться голова, сильно не хватало воздуха, поэтому решили отправить меня обратно в лагерь, а сами продолжить восхождение. К тому же, от "Москвичей" тоже отделилось два парня, которые не смогли подняться наверх, мы втроем успешно спустились в лагерь и стали дожидаться возвращения наших групп. Я к этому времени успел немного прийти в себя, попил чаю, сготовил ужин для ребят, и примерно в 6 часов спустились наши ребята с Белухи. На Белуху поднимались по Белухинскому перевалу (3А), его высота примерно 4400 метров, и вправо вверх уходит гребень на вершину Белуха Восточная (4506 метров). Как и было оговорено ранее, "Москвичи" оставили для нас свои веревки, и наши ребята без проблем по ним поднялись, и около 12 часов были на вершине.

Вечером, уже часов в 9 вернулись "Москвичи" сверху, а также пришли "Новосибирцы" снизу, в итоге под Белухой в эту ночь ночевало 3 группы - это примерно 30 человек, было довольно шумно.

8 июля - мы проснулись, позавтракали, собрали палатку и начали спускаться по следам "Москвичей". С утра погода была тихая, и мы довольно быстро спустились из под перевала ББС, дошли до сковородки, и поднялись на пер. Делоне. На перевале мы сделали мороженое из сгущенки, снега и шоколада, поели его и начали готовиться к спуску с перевала. Мы обнаружили толстую веревку (12мм), которая была провешена вдоль каменистого склона перевала, и решили спускаться по ней, в результате, мы сэкономили где-то две веревки. Затем мы провесили еще две веревки. Последние 20 метров перевала мы спускались без страховки, с помощью кошек и ледорубов. Надо сказать, что этот день был довольно жарким, и с перевала Делоне регулярно сходили лавинки, хотя нас они не задели.После перевала Делоне, мы спустились к Томским стоянкам, и встретили двух МЧСников, они шли на поиски какого-то парня, который тоже пошел на восхождение. Мы поболтали с МЧСниками - оказались классные ребята, один из них - Иван Усанов - еще оказался и видео режиссером, он снимает документальные фильмы про Алтай.

9 июля - утром, попрощавшись с МЧСниками, мы пошли вниз.
Напоследок, мы решили сделать одно общее фото на фоне Белухи, вот оно:

Также, еще небольшое видео, на котором видно Белуху:

В этот день мы спустились обратно к озеру Аккем, отметили у МЧС свое возвращение, и решили распить одну бутылочку коньяка (или бренди), надо сказать, что эта бутылочка оказалась тем еще шмурдяком)))).

10 июля - мы решили не торопиться, и вышли после обеда. До обеда мы отдыхали, перетряхивали остатки еды, собирали рюкзаки. После обеда, покушав, нацепив носы (см. первое фото), мы резво двинулись вниз. За эти пол дня, мы прошли почти весь Аккем, и спустились даже ниже места первой ночевки, вот что значит легкие рюкзаки, тропа вниз и желание вернуться домой)))

11 июля - мы снова подошли к пер. Кузуяк, пообедали под ним, потом перевалили через него, и снова уселись в синюю Ниву, которая доставила нас на базу "Высотник". На базе мы попарились в бане, покушали, и сытые, чистые и довольные легли спать, на этом наше путешествие закончилось.

Итого:

Вот собственно и все, конечно, немного жаль, что не получилось подняться на саму вершину вместе с ребятами, но зато был приобретен новый опыт, который нельзя получить в пешем походе - а именно, лазанье по льду в альпинистском оборудовании, ночевка на больших высотах (3000 - 3500). Также, мы все оценили незаменимость "фонариков" - специальные бахилы на ноги, защищают от снега башмаки и нижнюю часть штанов, в следующий поход обязательно их возьмем. В общем, я считаю, что поход удался на славу!

1. Классно-классно! Занимательный текстик! Позволяет погрузиться в ту атмосферу, конечно, особенно ярко, когда ещё и сам ходил. Спасибо, понравилось

2. Одно из моих восхождений было восхождение на Белуху, я очень переживала о том как взойти на гору, и толком не знала что как! Но благодаря https://climbingbrothers.org/beluha-voshozhdenie/ я смогла и подготовится правильно и тур выбрать! Ребята там очень классные, много историй в подъеме узнала, контролировали подготовку и проводили очень крутой инструктаж перед восхождением. Наверное, если бы не они, я бы не поднялась ни на одну вершину.